Интервью с Вадимом Демчог

Знаете, бывает, забудешь в весенней куртке сто рублей, весной достаёшь её из шкафа и радуешься. У меня сейчас так.

Полтора года назад я познакомился с «Фрэнки-шоу», которое семь лет делал на «Серебряном дожде» актёр Вадим Демчог. Познакомился и влюбился по уши, и до сих пор люблю. И, хотя услушался за это время по те же самые уши и бессчётное число раз был на спектаклях по мотивам, которые он ставит и организует, всё равно не понимаю до конца, как это вообще возможно — создавать такую красоту.

Тогда я всерьёз планировал учиться на журналиста, и чтобы поступить, мне нужно было портфолио. На первом в своей жизни спектакле Вадима, «Закрой глаза и смотри», я набрался смелости и договорился об интервью. Интервью состоялось, довольно большое. Три часа оно расшифровывалось, с неделю согласовывалось, и после я, радостный, пошёл искать, куда его можно отправить.

Искал долго. Везде отказывали или просто игнорировали, не сочтя нужным ответить. Не сумев продвинуть своё детище, я постепенно забыл о нём и занялся другими делами. А потом и вовсе передумал учиться на журналиста.

Говорят, хороший текст и вообще хорошее что бы то ни было перед публикацией должно отлежаться. Моё интервью с Вадимом Демчог отлёживалось полтора года. Удивительно, что за это время в нём ничего не слежалось.

Оказывается, если очень долго во что-то верить, это что-то случается. Сегодня его опубликовали на «Дискурсе».

«Всё в мире соткано из игровых моделей»

Пять пунктов про жизнь в принципе

Я устал. Закончился третий модуль в Вышке, сразу начался четвёртый, и я понял, что мне не хватает сил идти дальше. Поэтому я решил разгрузить мозг. Выключить его, перевести в режим гибернации, чтоб он вспомнил, что в мире есть не только постоянная мыслительная деятельность, а потом включить снова и бодро пуститься дальше жить.

Вот что я понял, разгрузив мозг:

  1. Мы слишком много думаем не по делу, а когда нужно думать, думаем мало.
  2. Можно всё. Все наши «нельзя» появляются из-за того, что в какой-то момент мы перестали спрашивать себя «а что будет, если...», а потом привыкли.
  3. Если хочется — надо делать. Если не хочется — не надо. Нельзя не делать? Пункт 2.
  4. Не только можно, но и возможно всё.
  5. Жизнь конечна, поэтому только по написанному выше и стоит жить. Начав жить по написанному выше, стоит забыть, что она конечна.

Читать эти пять пунктов бесполезно, нужно выдумать их самостоятельно.

Обновление

У меня, наверное, скоро начнётся аллергия на слово «обновление».

Почти все системы, которыми я пользуюсь, время от времени пытаются обновиться. Какие-то — реже, какие-то — чаще. И каждый раз после очередного обновления я силюсь понять, зачем оно было нужно в том виде, в котором произошло, и не понимаю.

Например, айфон год назад стал навязчиво предлагать обновиться до iOS 10 — автоматически, не спросясь, загружать обновление, которое кушало драгоценное свободное место, а потом на весь экран радостно возвещать: ваше обновление готово! Давайте, может, это, сегодня ночью, а? Не пожалеете! Я долго сопротивлялся. Очень долго. Пока однажды не ткнул вместо “Remind Me Later” в “Oh Yeah, Sure, Of Course, You Must Do It Now!!!!!111”, и сопротивление не стало бесполезным, как вопрос «Как дела?» или объявления «Не курить в подъезде».

Айфон офигел от радости, мигнул солнышком загрузки и пошёл обновляться, до конца не веря своему счастью.

Через час я вспомнил про счастливца, взял его в руки и офигел уже сам. Красивая система iOS 9, которая меня полностью устраивала, эволюционировала в какое-то уродство с рамочками вокруг уведомлений, неудобным пунктом управления (это штука, выезжающая снизу и позволяющая включить-отключить Wi-Fi, Bluetooth и прочее; увы, по-настоящему удобной она не была никогда) и новыми фишками, которые мне нафиг не были нужны — я не собирался очищать все уведомления в центре уведомлений двумя тапами по экрану, пользоваться усовершенствованной QuickType-клавиатурой и заменять отдельные слова на эмодзи. Прошёл год; айфон, как тамагочи, просит покормить себя очередной новой версией, но я не сдаюсь и аккуратно посылаю его ко всем чертям, чтоб он ненароком не сделал мою жизнь ещё удобнее.

Или вот, например, есть у меня компьютер на Windows 10. Я писал когда-то, что она омерзительна, и до сих пор так считаю, а пользуюсь только из-за возможности иметь несколько рабочих столов и переключаться между ними, водя тремя пальцами по тачпаду; остальные её функции совершенно бесполезны и даже вредны, потому что компьютер из-за них превращается из инструмента в самостоятельную личность. Всю прошлую неделю он ежедневно писал мне: «Приготовьтесь: мы планируем улучшить работу Windows с помощью обновления», и под этими письмами была маленькая заветная кнопка «Отложить». А вчера в очередном письме её не оказалось. Меня поставили перед фактом: не хочешь — твои проблемы. Давай, открывай интернет, ищи, как отключить центр обновления, всё равно не успеешь, мы через минуту уже начнём. Ха-ха.

Начали. Я ушёл спать, плюнув и вспомнив, что умение принимать реальность как есть — классное умение, его надо развивать.

На следующий день перестала регулироваться яркость экрана.

— Зачем? — эмоционально вопросил я. — Зачем нужно было обновлять то, что и так прекрасно работало, чтоб после обновления оно работало хуже? Для чего? Какая высокая цель достигается этими бессмысленными действиями? Тысячи людей работают над Windows 10, постоянно что-то меняют, пытаясь симулировать активную деятельность на благо пользователя, хотя пользователь их наверняка об этом не просил — зачем, о Гейтс, зачем? Или, выражаясь языком оригинала, what for?

Молчание было мне ответом. На пол со стола упала монета в десять рублей. И снова молчание.

Целый день я потратил на поиски решения проблемы с яркостью. Никаких принципиальных различий между старой и новой Windows 10 я не заметил. Можно возразить: наверняка в новой версии улучшена производительность, усилена защита от вирусов, или что там ещё обычно пишут в релизноутах, когда нечего написать. Но — внимание! — меня и так всё устраивало. Почему бы не дать мне возможность честно и вежливо нажатием одной кнопки отказаться от конкретных ненужных мне обновлений, а не выдирать с корнем центр обновления, отключая его через msconfig? Почему бы не дать мне возможность выбрать, какие компоненты системы я хочу обновить? Почему бы не перестать сводить пользование системой к противостоянию ей, не позволяя ей совершать важные действия без моего явно выраженного на то согласия?

Мораль, которая красной нитью проходит уже через несколько моих постов: не чини то, что не сломано. И ещё: пользователь должен быть умнее системы, а не наоборот. Если я вас не убедил, вот, почитайте пост программиста Вастрика, там о том же самом написано, но по-другому.

P.S.:

Нет уж. Спасибо, что даёте не.

Минский метромарафон

«Лучше поздно, чем никогда»

Народная мудрость

Если бы я писал книжку про минский метромарафон, книжка была бы тоненькая и совершенно бессмысленная, как мемуары дворника. Но книжку писать мне вроде бы и не надо, а надо написать пост — большой и красивый. И ещё желательно со смыслом. Ну и вот, короче.

Хотя нет. Не короче. Сложно писать о городе и метро, не оставившим впечатлений; а делать из мухи слона, пытаясь выжать что-нибудь из одного информационного повода, — неуважение к читателю и к самому себе (потому что главный читатель этого блога — я сам). Искать в воспоминаниях о поездке в Минск истинное вдохновение — всё равно что покупать мак и ставить потом на него Windows: вроде ты чем-то и занят, но на кой чёрт ты этим занят — никто не знает.

Продолжить чтение

Кассир: Фёдоров

На всех кассовых чеках в России всегда пишут: «Кассир: Фёдоров С.С.» Между кассиром и фёдоровым ставят двоеточие. Меня это всегда немного напрягало: вроде есть нормальная конструкция «подлежащее — сказуемое», которая используется, когда подлежащее и сказуемое выражает одно и то же. Места на чеке вроде много, можно какого хочешь длинного фёдорова впихнуть. Почему бы не писать по правилам, «Кассир — Фёдоров» — непонятно.

Но самое страшное даже не это. Самое страшное, что в школах, когда надо написать сочинение, детям диктуют со всеми знаками препинания громоздкое «Тема: „...”», хотя можно было бы обойтись простым тире, а кавычки выкинуть. В принципе, можно было бы списать этот феномен на особенности русской типографики, но тогда непонятно, почему в тех же школах почти никто ещё не освоил набор на клавиатуре компьютера «кавычек-ёлочек». Непоследовательно как-то.

Если среди читателей есть учителя русского языка или профессиональные типографы — поясните в комментариях этот феномен; может, это я чего-то не понимаю.

Добрый вечер.

Syberia III ≠ I + II :–(

Пост о серии компьютерных игр. Прочтя это, тот, кто плохо меня знает, удивился, тот, кто думает, что знает хорошо — удивился сильнее, остальные офигели. А может, нет.

Не могу сказать, что мне нравится играть вообще. У меня нет и никогда не было игровых приставок. Но на компьютере кое-что в детстве было — по большей части бизнес-симуляторы и стратегии. И был один квест. Syberia.

Продолжить чтение

Естественный отбор контента

Последние года два я очень редко смотрю новинки кино, слушаю новинки музыки и читаю новинки книжные. Долго не мог придумать, почему, и вот где-то месяца с три назад наконец придумал: потому что они не проверены временем.

Серьёзно, нет совершенно никакого смысла смотреть, слушать или читать то, что не проверено временем. В океане контента, который нас окружает, 95% — абсолютный трэш, и сканировать океан на предмет нетрэша, смотря всё подряд, — дело нехитрое и даже иногда полезное, но на него обычно тратится очень много времени и энергии, которые лучше бы потратить на вдумчивое и аккуратное изучение созданного и воспринятого ранее.

Умение сканировать — полезное умение. Но гораздо полезнее в наше время умение вгрызаться и не отпускать — полезнее, потому что с каждым годом всё реже и реже встречается.

Если произведению много лет, и оно до сих пор популярно не только среди ярых фанатов — это хорошее произведение, к нему стоит приобщиться. Если произведение только что создано — лучше подождать, пока пройдёт волна хайпа, и посмотреть, что останется, а пока ещё раз взглянуть на классику — вдруг найдёте что-то доселе невиданное. Ничто не познаётся целиком с первого раза.

Одно из возможных возражений: тогда если кто-нибудь спросит, смотрел/слушал/читал ли ты только вышедшее N — придётся угрюмо отмалчиваться, а то, глядишь, ещё и «Нет» отвечать. Придётся. И чо?

P.S. И, да, я понимаю, что если все будут так ограничивать, мой блог тоже никто читать не станет. Но, во-первых, у всех так не получится, а во-вторых — опять же, и чо?

БЖД

Предыстория.

Есть у нас в Вышке предмет «безопасность жизнедеятельности». То есть не вот это вот всё с противогазами, гражданской обороной и прочим вроде полезным, но не очень, а про насущное: сколько длятся пары, как считается рейтинг и что сделать, чтоб вылететь, если очень хочется. Предмет  этот — совершенно официальный, а значит, оценка по нему выставляется в зачётную книжку (электронную). А чтоб выставить оценку, студентам дают домашнее задание. Студент выбирает из пары-тройки тем и пишет страницы четыре. А специальные люди сидят и читают потом это всё.

Я писал про студенческие мероприятия: сходил на три штуки и написал, лёжа с температурой 38,2°С. За четыре часа до дедлайна, конечно же. Что поставили — узнаете, когда прочтёте. Оценка многое скажет о том, куда я попал.

Продолжить чтение

Прямой эфир и чат

Мои радиоэфиры, которые проходят каждую пятницу с 22:00 до 23:00, отчасти автоматизированы: все музыкальные треки я загружаю в программу, в которой можно составить из них расписание и целый час спокойно о чём-нибудь говорить, не парясь по поводу «сейчас я вам поставлю во-о-от эту песенку... давай, родная, зараза, ставься! не хочет». Эфир посекундно размечен, и меня всё в этом устраивает — кроме одного.

Иногда случается такое, что до перерыва ещё две минуты, а вариацию на тему, заботливо записанную в документе, который вольно называется сценарием, ты уже выжал до состояния скуксившегося лимона. Сказал всё, что помнишь, а остальное не помнишь. Вроде бы надо поговорить о чём-нибудь ещё, но о чём — чёрт его знает. Две минуты говорить надо. Всего. Целых две минуты.

Увы, компьютер — штука точная, и ни один недетерминированный человечек не заставит его поменять настройку в два щелчка, если этого не захочет программа. Программа, что неудивительно, в два щелчка ничего сложнее прослушки и загрузки в плеер трека из расписания делать не хочет. А редактировать расписание и одновременно говорить не чепуху, может, у кого и получается, но не у меня. И вообще, это дело рисковое, потому как случайно оброненная в эфире среди пламенной речи про сессию в Вышке фраза «да что ж такое, давай уже!», скорее всего, заставит слушателя заподозрить неладное, и придётся выкручиваться. На выкручивание пресловутые две минуты и уйдут, конечно. Но лучше не надо. А вдруг уйдут, но не полностью, и придётся выкручиваться повторно?

В такие минуты на помощь начинающему интернет-радиоведущему приходит лучшая часть его эфиров — чат. В чате всегда есть что-нибудь интересное, что можно прочесть в эфире и дать отдых мозгу. А если в чате вдруг ничего нет, можно произнести заготовленную и заведённую в мышечную память языка фразу «пишите в чат и звоните по скайпу» — ещё один столп неподготовленных заранее эфиров. Чат со слушателями — спасение отца русской демократии прямого эфира.

С другой стороны, обилие интересного в чате говорит о том, что неинтересен ведущий. Но это уже его, ведущего, проблемы. Так что, это, ну — пишите в чат и звоните по скайпу. Спасёте пару-тройку минут, когда эфир ещё идёт, а мозг уже в непроглядной тьме ступора. Может, ведущий за эти две минуты станет вдруг интересен (а потом забудет, что у него всего две минуты и пропустит, как обычно, момент, когда надо затыкаться; пока поймать этот момент у него ни разу не получилось).

P.S. Интересно, что по скайпу в эфир мне звонят только хорошие знакомые. Остальные, видимо, стесняются или боятся, что адрес их скайпа попадёт в мои лапы, и я буду до конца жизни ежедневно в три часа ночи рассылать на них рекламу джойказино-точка-ком. Не буду. Даже если попросите.

Пишите в эфир, звоните в эфир. Хуже не будет.

Эфиры у меня здесь, если что: 117-2.iaveto.ru

Поисковые запросы

Каждый хоть капельку уважающий себя блогер должен сделать три вещи: уехать на три дня в незнакомый город вместо оплаты хостинга за следующие три года; выступая на большом мероприятии, не спросясь проорать в микрофон адрес своего сайта; написать пост о поисковых запросах, по которым добрые граждане читатели на этот сайт заходят. Хоть первые два пункта и привлекают, займусь сегодня последним.

Итак, поисковые запросы, по которым люди заходят на iaveto.ru. Взяты с известного интернет-портала «Яндекс.Метрика». Издание первое, с комментариями.

Очевидно, что раз блог мой — не профессиональный, а так просто, захотелось — написал, в основном эти запросы содержат моё имя. Вот, например, ветошкин еврей. Не знаю, не знаю. Может быть. Но всё-таки, кажется, нет.

ветошкин иван новосибирск дизайнер — кто-то спросил это ещё до того, как я cделал для новосибирского ВГТРК рекламный баннер. Если точнее, за четыре месяца. Провидец! Если вы его знаете — напишите, мне интересно, что я ещё разэтакого нарисую. (А если, кстати, надо сделать что-нибудь графическое, а вы не знаете, как, то вот вам инструкция, как выбраться из этой непростой жизненной ситуации: пункт один — моё портфолио, пункт два — моя рабочая почта. Яждизайнер.)

книга про генералов в магнитогорске,про ветошкина ивана — однако!

пишет книги ветошкин — пишу, правда. Угадали. Но пока написал только одну. И то, так, не книгу — несколько листочков.

Дальше идёт сборная солянка из разного. Настолько разного, что, когда читал, не мог вспомнить, писал об этом когда-нибудь или нет. Вот, например, постсубъективизм — вроде да, а вроде бы и слова-то такого нет. Наверное, автору приснилось.

кто такой медиокоммуникатор — как же, это просто! Тот, кто коммуницирует посредством медио. Medio (лат.) — делить пополам, быть в середине. Значит, медиокоммуникатор — тот, кто общается, разделяя. Но в этом я не эксперт, простите.

сувениры на везувии — а что хотел узнать автор этого ёмкого запроса? Есть ли они, какие, сколько стоят за килограмм? Или, может, просто фоточки глянуть, причём даже не сувениров?

ужасный егэ — действительно, ужасный.

эмоциональное описание петербурга путешественниками — 15 секунд человек провёл в блоге после этого запроса. Эмоций, видимо, не нашёл.

дядя коля как малые? — как ответить на этот предельно лаконичный вопрос, не знаю, а вот знаменитые трактаты «Дядя Коля и философский камень», «Дядя Коля и Тайная комната» и иже с ними — читал. Хорошие. Только кто их написал, не пойму; может, сам дядя Коля? И ещё есть трактат «Дядя Коля и кресло», но этого автора я уже знаю, давно на него подписан, даже знаком. Иногда бурду пишет, но в целом неплох.

windows 10 омерзительна — пожаловался кто-то строке поиска. А что делать. Как говорил крымский массажист, обрабатывавший меня в шесть лет — а кому сейчас легко?

как понять что текст написан примитивно а не просто — ну, на это интернет вам не ответит, придётся выдумать самостоятельно.

Кто-то признаёт в яндексе личного психолога и, обращаясь, даже не контролирует опечатки: боюсь разводных мостом. Не бойтесь. Бояться стоит только если тебя не выгнали с них перед разведением.

Вообще, в смысле опечаток темы мостов в списке запросов почему-то больше, чем обычно. Вот ещё, например: моств развеелние. Видимо, яндекс выдаёт мои посты про мосты только тем, кому уже ничто не может помочь с опечатками.

будет ли продолжение френки шоу — увы, нет. Но можно почитать мой восторженный отзыв и послушать старые выпуски этой удивительной передачи. Много нового узнаете. Возможно.

Дальше идёт набор запросов о том же за одним, видимо, авторством. Расположено в хронологическом порядке:

смысл программы фрэнки шоу;
смысл жизни фрэнки шоу;
смысла нет нигде фрэнки шоу. Эх, бедолага-автор. Тяжко ему.

у меня украли велосипед зачем вызывают на допросы — недовольно вопрошает юзер, видимо, «Велобайка». Зачем, не знаю. Но если вас мучает тот же вопрос — почитайте о том, как он мучил меня. Там всё написано.

Ещё на велосипедную тему: велобайк украли велосипед, а числится за мной, заставляют платить штраф — как бы жалуется автор. Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: день веселья, верь, настанет! Наверное. Если хотя бы прийти на допросы.

иван сурвилло медиакоммуникации — немножко не по адресу, но тоже хорошо.

вшэ принтер — и снова непонятно, чего же хочется автору. Видимо, через минуту пара, а у него домашка не распечатана, и он настолько отчаялся, что вместо однокурсников спрашивает у глобальной сети. И опять хочется посоветовать: в день уныния смирись!

как украсть велосипед из велобайка — вот здесь всё понятно! Чёткая, ясная цель. Верной дорогой идёте, товарищ. Ура!

сниппеты ивана сурвилло — кто такой Иван Сурвилло, я знаю, а что такое сниппеты?

И, наконец, изюминка, гвоздь программы: умер вася наркотварь — я многого о себе не знаю, оказывается.

Несколько запросов представляют из себя просто адреса моих постов, вроде //iaveto.ru/2016/07/telegram/. Был час ночи, мы с вышеупомянутым Иваном Сурвилло болтали по телефону, отодвигая недоделанные проекты, по которым на следующий день был дедлайн. «А некоторые просто URL постов вбивают и сидят потом по двадцать минут на сайте» — сообщил я Ване. «Это ты сам» — поставил диагноз он.

Кто знает, кто знает.